Джеймс Э́нсор
Один из самых ярких представителей экспрессионизма, бельгийский художник Джеймс Энсор (англ. James Sidney Edouard, Baron Ensor; 13 апреля 1860-1949), остается классической инсайдер-аутсайдерской загадкой своей эпохи - он знал много влиятельных фигур арт-мира, но пренебрегал обществом большинства из них. Художественный стиль Энсора формировался под воздействием фантастических сюжетов готики, полотен фламандских живописцев, импрессионизма и христианского визионерства.
Будучи космополитом, первопроходцем модернизма, автор вел затворнический образ жизни и практически не покидал мансарду своего дачного дома в Остенде, несмотря на это, его рисунки, гравюры, яркие и часто ужасающие картины произвели большое влияние на будущие поколения художников. Джеймс предпочитал натуре себя, виртуозно окружая автопортреты карнавальными масками — воплощением пороков и человеческих страстей. Венцом творчества Джеймса Энсора принято считать монументальное полотно «Въезд Христа в Брюссель» (1889г), где он мастерски демонстрирует не только изобретенные им приемы передачи света, но и сатиру, тонкую аллегорию сюжетной линии в которой городская толпа, окружающая Христа, представляет собой отвратительное скопище уродливых масок.
Энсор с беспощадным сарказмом отвергает буржуазный мир, где царят пошлость, расчет, цинизм, тщеславие. Однако ирония Энсора направлена на раскрытие не столько социальных, сколько главным образом индивидуальных человеческих пороков. На шутовском человеческом маскараде частой гостьей оказывается насмешница Смерть, прячущаяся под различными масками - зловещий образ быстротечности жизни.
Искусство Энсора наполняется символами, становясь сопричастным новому направлению в европейской живописи.