Иероним Босх. Полное собрание работ
В разгар реалистичной скромности поздней готики и раннего ренессанса голландский художник Иероним Босх (1450-1516) был больше чем аномалия. Его работы известны гротескными сценами фантастических существ, ставшими жертвами всех видов человеческих желаний, фантазий и страхов. Одним из его самых известных изобретений было взять фигуральное изображение, используя монструозность и гротеск, олицетворяющее грех и зло, и переместить их с манускриптов на полотна большого формата. Наряду с такими традиционными гибридами человека и чудовища, как кентавры, и такими мифологическими созданиями как единороги, дьволы, грифоны и драконы, мы также видим бесчисленное количество вариаций созданий, сотворенных фантазией автора. Множество второстепенных сцен иллюстрируют пословицы и фигуры речи типичные для современников Босха. В триптихе Искушении Св Антония например художник показывает посланца дьявола, обутого в коньки, что отсылает нас к выражению того времени “skating on ice”, означающим "сбиться с пути". Можно сказать, что в своей изобразительной интерпретации пословиц и выражений Босх был новатором. Босх, чье полное имя было Иеронимус ван Акен, был широко копируем и имитируем: количество последователей Босха превышает количество собственных работ Босха в десятки раз. Сегодня только 20 картин и 8 рисунков признаны работами Босха. Он остается провидцем, изображающим сны и кошмары, художником ада и его демонов.